Архив новостей за июнь 2024 г.
Письмо ФНС от 05.06.2024 года № ЗГ-2-11/8468
На практике компании сталкиваются с ситуацией, когда работнику в связи с предоставлением заявления на стандартные налоговые вычеты (НДФЛ) они, как налоговые агенты производят перерасчет сумм НДФЛ.
ФНС привело 3 варианта действий и порядок заполнения 6-НДФЛ при перерасчете суммы НДФЛ 28.03.2024:
Перерасчет НДФЛ сделан, но налог не возвращен работнику. Излишне удержанная сумма НДФЛ указывается по строке 180 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ за 1 квартал 2024 года.
Произведен перерасчет и возврат суммы НДФЛ. Сумма НДФЛ, возвращенная налоговым агентом подлежит отражению по строкам 190 и 196 раздела 2 расчета 6-НДФЛ за 1 квартал 2024 года.
Излишне удержанный в 2024 году НДФЛ будет возвращен налогоплательщику налоговым агентом в следующем налоговом периоде (в 2025 году). Строка 180 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ за 2024 год подлежит корректировке.
Напомним, что при заполнении расчета 6-НДФЛ за отчетные периоды 2024 года следует учитывать контрольные соотношения, указанные в письме ФНС от 20.12.2023 № БС-4-11/15922@ (письма ФНС от 28.02.2024 № БС-4-11/2234@, от 05.04.2024 № БС-4-11/4009@).
Официальный сайт ФНС.
На этой неделе необходимо представить ряд уведомлений и сведения в налоговую инспекцию. Так, 25 июня представляется:
уведомление по НДФЛ налоговым агентам с выплат работникам (с 01.06.2024 по 22.06.2024 года). В качестве отчетного периода надо указать — «31/03»;
уведомление по страховым взносам (за май 2024 года). Отчетный период — «31/02»;
персонифицированные сведения о физлицах (за май 2024 года).
По налогам и взносам с авансовой системой расчетов, то есть срок уплаты по которым наступает ранее, чем представляется декларация, или расчет налога производится налоговым органом — представляется уведомление об исчисленных суммах налогов КНД 1110355.
Налоговые органы напоминают, что уведомление необходимо, для того чтобы распределить денежные средства, уплаченные в качестве Единого налогового платежа (ЕНС) по конкретному налогу (по КБК и ОКТМО).
Также не пропустите день уплаты налогов и сборов — 28 июня. Не позднее данной даты нужно уплатить:
НДС — третий платеж за 1 квартал;
налог на прибыль — третий платеж за 2 квартал;
НДФЛ, удержанный с выплат с 1 по 22 июня;
страховые взносы за май.
Постановление АС МО от 23.05.2024 года по делу № А40-147367/2023
Между компанией (заемщик) и ее руководителем (займодавец) были заключены договоры займа. На момент получения дохода (процентов по займу) руководитель-займодавец получил статус «самозанятого» и заплатил с
этого дохода налог на профессиональный доход (НПД).
Инспекторы в ходе камеральной проверки расчета 6-НДФЛ посчитали, что такой доход не может облагаться НПД, а должен облагаться НДФЛ. Поскольку не признаются объектом обложения НПД доходы, от оказания (выполнения) физлицами услуг (работ) по ГПД при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физлиц или лица, бывшие их работодателями менее 2 лет назад. Такие ограничения установлены п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ.
Но суды не согласились с позицией налогового органа и указали следующее:
вывод, что запрет, предусмотренный п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ распространяется на ВСЕ виды доходов физлица в случае, если оно является работником неверен;
доход в виде процентов по договорам займа в установленном ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ перечне отсутствует;
правовое значение для налогообложения физлиц имеет не дата заключения договора, а дата получения физлицом дохода. Спорный доход получен не в результате трудовых взаимоотношений;
инспекция не представила ни одного доказательства, подтверждающего, что полученные руководителем-займодавцем денежные средства были произведены как в рамках трудовых правоотношений в виде вознаграждения и поощрения за труд, так и в рамках ГПД за какие-либо услуги.
Достаточно часто инспекторы в ходе «камералок» расчетов 6-НДФЛ доначисляют НДФЛ при получении руководителями — «самозанятыми» доходов от компаний, которыми они руководят, в виде процентов по договорам займа либо арендной платы за имущество, оборудование (например, постановление АС ПО от 25.01.2024 года по делу № А55-646/2023). Будьте готовыми к спорам и обращайте внимание на доводы компаний-победителей.
Сайт ПМЭФ24
На одной из ключевых сессий Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) активно обсуждались вопросы совершенствования налоговой системы с участием представителей ФНС, Госдумы, ТПП, РСПП и бизнеса. В первую очередь волновали грядущие изменения, вносимые в НК РФ законопроектом № 639663-8. Напомним, законопроект находится на рассмотрении в Госдуме и было озвучено, что в его текущую версию планируют внести изменения. Отметим некоторые моменты:
Стабильность налоговой системы. Поддержаны предложения по установлению «курса» на стабильность налоговой системы до 2030 года и принятие налоговых поправок в весеннюю сессию. При этом не исключена точечная донастройка налогового законодательства;
Пресечение «налоговых лазеек». Неоднократно отмечалось о необходимости пресечения ухода от законного налогообложения. При этом в текущей версии законопроекта нет положений о «перекрытии» налоговых «лазеек», что именно под ними подразумевается и как это будет происходить. Ожидаются доработки в этой части;
Дробление бизнеса. Указанное в законопроекте определение «дробления бизнеса» хотят дополнить/конкретизировать. В текущей редакции предложена такая формулировка: дробление бизнеса — разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов;
НДФЛ. Предложенную «пятиступенчатую» шкалу ставок НДФЛ менять пока не планируется;
Туристический налог. Планируется дополнение законопроекта новыми положениями о туристическом налоге;
Федеральный инвестиционный вычет. Сейчас законопроект не содержит параметров и какой-то конкретики по данному вычету. Озвучена целесообразность универсального вычета для «избежания принципа индивидуализации льгот».
Минфин на открытом заседании Общественного совета отметил, что основные приоритеты работы министерства до 2030 года выстроены исходя из задач, обозначенных Президентом РФ в Послании Федеральному собранию. Отмечено, что будет сформирован перспективный финансовый план на 6 лет, который определит источники финансирования новых нацпроектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития.
Отдельный акцент сделан на предложениях по совершенствованию налоговой системы.
1. Усиление прогрессивной шкалы НДФЛ.
Одновременно с увеличением налоговых ставок на доходы свыше 2,4 млн руб. в год, предлагается предусмотреть по итогам года выплату для семей с детьми, среднедушевой доход которых ниже 1,5 прожиточных минимумов.
Такая выплата будет равна 7% НДФЛ, уплаченного работающими членами такой семьи, т.е. эффективная ставка НДФЛ составит 6%. Выплата будет производиться через Институт социального казначейства и идти за счет федерального бюджета, что позволит не затрагивать доходы субъектов РФ. Также будет предусмотрено сохранение без изменений текущих ставок НДФЛ на доходы участников СВО.
2. Изменения по налогообложению корпоративного сектора:
с 01.01.2025 года предусматривается отмена курсовых экспортных пошлин, с заменой этого инструмента на повышение налога на прибыль с 20 до 25%, а также корректировкой рентных налогов для отраслей, где рентабельность существенно выше средней по экономике;
планируют ввести механизмы налоговой поддержки инвестиций, в частности, будет предусмотрен федеральный инвестиционный налоговый вычет, параметры которого определит Правительство РФ;
предлагается донастройка режима УСН для субъектов МСП, направленная одновременно на создание условий масштабировать бизнес и борьбу с применением схем дробления;
для пресечения схем дробления бизнеса с целью неуплаты косвенных налогов, предлагается сделать налогоплательщиками НДС плательщиков УСН, выручка которых превышает 60 млн руб. При этом будет предоставляться альтернатива по уплате НДС на выбор: либо общий режим со всеми вычетами, либо пониженные ставки без права на вычеты — 5% для доходов от 60 млн до 250 млн и 7% от 250 до 450 млн руб.
предлагается увеличение порогов УСН по доходам с текущих 250 млн до 450 млн руб. и по основным средствам со 150 млн до 200 млн руб;
для субъектов МСП в обрабатывающих секторах предусмотрено снижение страховых взносов с 15% до 7,6% по выплатам свыше МРОТ.
Отмечено, что пакет налоговых поправок нацелен на улучшение конкурентной среды, выравнивание налоговой нагрузки для отраслей и стимулирование инвестиционной активности, а также полностью отвечает принципам сбалансированности и справедливости, обеспечивая перераспределение средств, в т.ч. на социальную поддержку граждан.
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий ряд изменений в НК РФ. Коснулись они и налогообложения отдельных видов дорогостоящей недвижимости и земельных участков.
1. Налог на имущество
Для объектов капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб., предлагают с 2025 года применять «повышенные» предельные ставки налога на имущество в размере 2,5 % (сейчас −2%).
ФНС отметила, что конкретные ставки по налогу на имущество организаций будут устанавливаться законами субъектов РФ, а по налогу на имущество физлиц — НПА представительных органов муниципалитетов или законами городов федерального значения.
2. Земельный налог
ФНС сообщила, что предлагают увеличить ставку земельного налога в отношении участков, предназначенных для жилищного строительства или занятых инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса.
Изменения коснутся участков с кадастровой стоимостью более 300 млн руб. За исключением земельных участков в составе общего имущества многоквартирного дома.
Размер предельного значения ставки земельного налога в отношении указанных «дорогостоящих» участков хотят увеличить с 2025 года с 0,3% до 1,5%. Конкретные размеры ставок определят власти муниципалитетов или городов федерального значения.
Приказ ФНС от 05.06.2024 года № БС-7-26/447@
ФНС продлила пилотный проект представления «электронной» отчетности напрямую без участия оператора ЭДО — через сервис ФНС до 01.07.2025 года.
Напомним, что через сайт ФНС представлять отчетность могут не все компании, есть исключения. Так, такой возможности «лишены» компании (п. 3 ст. 80 НК РФ):
среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
вновь созданные (в т.ч. при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;
отнесенные к крупнейшим.
Также через сайт ФНС России не представляется декларация по НДС. Ее подают только по ТКС (п. 5 ст. 174 НК РФ).
ФНС в очередной раз внесла изменения в свой приказ от 2011 года № ММВ-7-6/443@, который предусматривает существование пилотного проекта по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на сайте ФНС. Пилотный проект в этом же статусе и без изменений опять продлен на год, а значит, возможность направлять отчетность через сайт ФНС по привычным правилам будет существовать до 1 июля 2025 года (приказ от 05.06.2024 N БС-7-26/447@).
Напомним, что такой способ представления не касается только деклараций по НДС – их надо сдавать через оператора.
Правительство внесло в Госдуму законопроект о так называемом совершенствовании налоговой системы, текст проекта уже опубликован в думской базе (639663-8). В том числе, предусматривается введение уплаты НДС при применении УСН (с правками как в главе об НДС, так и в главе об УСН). Это будет касаться и организаций, и ИП.
Освободиться от НДС можно, перейдя в том же году на УСН, или, если лимит в 60 млн рублей не превысили доходы за предшествующий год. Об использовании такого права надо будет подать уведомление не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.
Если уведомление не подать, то упрощенец автоматически становится плательщиком НДС с момента вступления в силу новых норм – с 1 января 2025 года.
Затем, если в течение налогового периода по УСН (в общем случае – года) данный лимит превышен, право на освобождение от НДС будет утрачиваться с первого числа месяца, в котором имело место указанное превышение.
Подводные камни льготных ставок
Ставки НДС для упрощенцев вводятся пониженные. Применять их – право упрощенца. При их применении к вычету НДС упрощенцы принимать не смогут (!). То есть – при УСН будет выбор: платить НДС по общеустановленным ставкам (10%, 20%) и при этом заявлять вычеты, или – платить НДС с вала по льготным ставкам без вычетов (по существу, это не НДС, а налог с продаж получается). Если выбрал льготные ставки, то надо будет подать заявление в налоговую, а входящий НДС (включая импортный) можно будет учитывать в расходах (при УСН "доходы-расходы").
При переходе на УСН как с освобождением от НДС, так и с применением пониженных ставок НДС ранее заявленные вычеты, относящиеся к последующей реализации, а также – по ОС, НМА надо будет восстанавливать в том квартале, после которого ожидается переход. Также упраздняются две нормы о вычетах при переходе с ОСН на УСН или обратно (пункты 5 и 6 статьи 346.25 НК).
Ставка НДС 5% при УСН будет возможна:
если в текущем году перешли на УСН, но не воспользовались правом на освобождение;
или если в текущем году перешли на УСН, были от НДС освобождены, но затем утратили право на это;
или если за предыдущий налоговый период по УСН (год) доход не выше 250 млн (в этот пункт включается, в том числе, ситуация, когда в текущем году получили освобождение от НДС, не превысив 60 млн за прошлый год, и затем утратили право на освобождение).
Ставка НДС 7% устанавливается для тех, кто:
в текущем году перешел на УСН, но не воспользовался правом на освобождение, и утратил право на 5%;
или в текущем году был перешел на УСН, от НДС был освобожден, но затем утратил право на освобождение, а затем – и на ставку 5%;
или за предыдущий год доход получил не более 450 млн (и применяет при этом в текущем году УСН). Какое-то излишнее условие, ведь если доход за прошлый год достиг лимита, то право на УСН утрачивается, а с ним – и право на льготную ставку НДС автоматически. Налогоплательщик перестает быть "упрощенцем" как минимум, на год (с учетом "карантина", установленного пунктом 7 статьи 346.13). Снова перейти на УСН можно через год с полным освобождением от НДС, ведь при переходе на УСН оно не зависит от дохода.
О чем еще законопроект:
введут три прогрессивных шкалы НДФЛ, повысят "детские" вычеты. Прогрессия будет действовать в том числе и для разовых доходов, например – от продажи имущества. Продажа недвижимости дороже 2,4 млн рублей приведет к налогообложению по ставке 15% части дохода свыше этой суммы (если, конечно, нет освобождения от налога). То же самое – для зарплат от 200 тысяч в месяц. Если зарплата выше 416 тысяч в месяц, то превышение будет облагаться уже ставкой 18%;
повысятся имущественные налоги на объекты с кадастровой стоимостью от 300 млн рублей;
увеличатся госпошлины за сделки с дорогой недвижимостью для граждан и организаций;
делаются подакцизными товарами медицинский спирт и некоторые лекарства;
релоканты должны будут платить НДФЛ при продаже акций и долей, даже если долго ими владели;
ожидается глобальное видоизменение УСН, в частности, по умолчанию все упрощенцы станут плательщиками НДС с 2025 года. При этом можно заявить об освобождении при определенных условиях, можно также выбрать вариант уплаты НДС (льготные ставки без вычетов или – как у всех). Лимиты по УСН повышаются, промежуточные лимиты отменяются;
простят дробление бизнеса за 2022-2024 годы;
повысят налог на прибыль, введут федеральный инвестиционный налоговый вычет, в ряде случаев повышающий коэффициент для учета расходов 1,5 заменят на 2;
льготный тариф страхвзносов для обрабатывающих производств установят для зарплат выше МРОТ.
Законопроект № 639663-8
Планируется повышение лимитов, позволяющих применять упрощенную систему налогообложения (УСН).
«Переходный лимит»
Сейчас для перехода на «упрощенку» с 2024 года доходы компании за 9 месяцев 2023 года с учетом индексации не должны быть больше 149 512,5 тыс. руб. (112,5 млн руб. х 1,329).
Действующий в настоящее время «номинальный» «лимит» для перехода на УСН (112,5 млн руб.) планируют увеличить в 3 раза до 337,5 млн руб.
Лимит остаточной стоимости ОС.
Для тех компаний, которые уже применяют УСН, предлагается увеличить лимит остаточной стоимости ОС, при которой сохраняется право на применение «спецрежима» — со 150 млн руб. до 200 млн руб. «Потолок доходов» доходов «упрощенцев» также предлагается увеличить — с 200 млн руб. до 450 млн руб.
Отмена повышенных ставок УСН.
Сейчас если доход компании превысил 150 млн руб., но не превысил 200 млн руб. — она платит налог в рамках УСН с учетом повышенной ставки (8 % — при объекте «доходы», 20 % — объект «доходы — расходы»). Эти повышенные налоговые ставки планируют отменить. Т.е. независимо от сумы дохода компании (в пределах 450 млн руб.) будут действовать «общепринятые» ставки налога (6 % или 15 %).
Законопроект № 639663-8
Правительством РФ 30 мая рассмотрен и одобрен законопроект Минфина, вносящий ряд значимых изменений в НК РФ. Минфин подготовил законопроект с конкретикой налоговой реформы, и он уже внесен в Госдуму. Отметим некоторые нововведения.
1. Налог на прибыль организаций.
Ставку налога предлагают увеличить с 20 % до 25%.
Планируется сохранение условий налогообложения для преференциальных режимов (СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР и др.), на бессрочной основе предложено продлить возможности применения инвестиционного налогового вычета и режима региональных инвестиционных проектов.
Предусмотрено, что появиться новый — федеральный инвестиционный вычет. Конкретные параметры должно определить Правительство РФ. Появятся новые повышающие коэффициенты по расходам на НИОКР.
2. Имущественные налоги.
Регионы и муниципалитеты получат право устанавливать более высокие ставки имущественных налогов по дорогостоящему имуществу стоимостью выше 300 млн руб. Предельная ставка для таких имущественных комплексов может по решению муниципалитетов увеличиваться с 2 до 2,5%, для дорогостоящих земельных участков ставка может быть увеличена с 0,3 до 1,5%.
3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Вводится «пятиступенчатая» прогрессивная шкала ставок:
13%- годовой доход ниже 2,4 млн руб.;
15% — доход от 2,4 млн до 5 млн руб. в год;
18% — доход от 5 млн до 20 млн руб. в год;
20%- годовой доход от 20 млн до 50 млн руб.;
22%- годовой доход свыше 50 млн руб.
Стандартные вычеты по НДФЛ на 2 и 3 ребёнка станут больше (увеличат с 1400 до 2800 руб. и с 3 000 до 6 000 руб. соответственно) и увеличат до 450 тыс. руб. совокупный доход, до достижения которого эти вычеты будут применяться.
Появится новый налоговый вычет — 6 тыс. руб. в год для тех, кто занимается спортом, сдаёт ГТО и проходит ежегодную диспансеризацию. Ставка НДФЛ на доходы от реализации имущества планируют сохранить «старую» — 13% (до 2,4 млн руб. годового дохода), а свыше 2,4 млн руб. годового дохода — 15%.
4. Упрощенная система налогообложения (УСН).
Предусматривается рост порогов для применения УСН:
по доходам — с 200 до 450 млн руб.
по основным средствам — со 150 до 200 млн руб.
Появится обязанность уплаты НДС для компаний с доходами более 60 млн руб. и «упразднится» обязанность применения повышенных ставок УСН (8% и 20%).
Предусмотрена амнистия при уходе компаний от применения налоговых схем формального дробления бизнеса. «Обеление» бизнеса в рамках амнистии позволит компаниям освободиться от налоговых доначислений, пеней и штрафов. Предлагается распространить амнистию на 3 года (налоговые периоды 2022-2024) при наличии обязательного условия — добровольного отказа бизнеса от «схемы дробления» в 2025-2026 годах. Т.е. бизнесу придется «консолидироваться» и перейти на ОСНО добровольно. Например, при назначении проверки в 2025-2026 году «обеленному бизнесу» и выявлении инспекторами применения им ранее (в 2022-2024 годах) схем дробления- наказывать его не будут (не будет доначислений, пеней, штрафов).
Что касается решений по итогам налоговых проверок, вступившим в силу до 2025 года — наказаний за дробление не избежать.
Министерство разработало примерную программу проверки работы саморегулируемой организации аудиторов в части рассмотрения жалоб на действия ее членов (информация Минфина России от 21 мая 2024 г.).
Так, в частности, будет проверяться утвержденный СРО порядок рассмотрения жалоб. Согласно ему дисциплинарная комиссия должна рассматривать жалобы на основании результатов проверок деятельности аудиторской организации или аудитора. На заседания комиссии приглашаются лица, направившие жалобы, которые могут участвовать в ней дистанционно.
Помимо этого, программой предусматривается проверка соблюдения установленных сроков в отношении направления аудиторской организации, аудитору и лицу, направившему жалобу, решения дисциплинарной комиссии.
Также будет оцениваться качество системы внутреннего контроля СРО за работой по рассмотрению жалоб: насколько он является результативным, проводится ли ежегодный анализ его результатов, а также причин выявленных нарушений и недостатков, разрабатываются ли предложения по совершенствованию работы по рассмотрению жалоб.
Постановление АС МО от 12.03.2024 года по делу № А40-117860/2023
Инспекция отказала компании в предоставлении представление расчетов пеней по направленным ранее требованиям. Пояснив, что это не входит в процедуру сверки расчетов с бюджетом и не представляется технически возможным включить расчет пеней в одно конкретное требование.
Компания не согласилась и обратилась в суд, который ее поддержал:
спорные требования не позволяют налогоплательщику при их получении оценить правомерность, правильность и корректность расчета начислений — установить, за какой конкретно налоговый период произведено начисление пеней, ставку пеней, сумму недоимки, на которую начислены пени, и основания ее образования;
то обстоятельство, что расчет пеней, включенных в одно конкретное требование, не представляется технически возможным в программном комплексе «Система электронной обработки данных», не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований общества.
|
|