Архив новостей за май 2024 г.
ФНС дала разъяснения насчет применения УСН налогоплательщиками из новых регионов, если при приведении учредительных документов в соответствие с законодательством РФ будет установлено, что доля участия других организаций составляет более 25%.
Такие налогоплательщики утрачивают право на УСН с начала того квартала, в котором в ЕГРЮЛ внесены сведения об учредителях – юрлицах (письмо от 08.04.2024 N СД-4-3/4031@).
СРО ААС сообщает, что Минфин подготовил методические материалы на тему: «Обязанности лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, в антиотмывочной системе».
В презентации представлена информация о подлежащей контролю в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ деятельности лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, контролируемых операциях; рассмотрены обязанности таких лиц при осуществлении контролируемых операций; требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ и специальным должностным лицам.
Рассмотрен порядок использования лицами, оказывающими бухгалтерские услуги, личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.
Раскрыты вопросы, связанные с процедурами идентификации клиента, бенефициарного владельца; оценкой рисков и выявлением операций, которые осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ/ФРОМУ; применением мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; фиксированием и обеспечением конфиденциальности информации; обучением в сфере ПОД/ФТ.
Также представлен перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих правоотношения в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
ФНС выпустила новую методику оценки состояния фирмы по сведениям в ЛК и АИС Налог-3. Такая оценка делается по запросу самой организации, которая после данной процедуры получает выписку с указанной оценкой. По-прежнему оценка проводится в два этапа.
Согласно совсем новому варианту шаблоны выписок могут содержать различные наборы критериев как по первому, так и по второму этапу. Кроме того, новая методика предусматривает такие дополнительные критерии второго этапа:
учредитель (участник) и директор, не соответствуют критерию "массовых" (10 и более юрлиц);
адрес регистрации не имеет признака адреса массовой регистрации. В этих целях адрес признается массовым, если является адресом 10 и более действующих юрлиц;
государственная регистрация произведена не менее чем за 12 месяцев до даты подачи запроса на предоставление выписки;
наличие положительного финансового результата по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период (календарный год);
отсутствие факта привлечения к административной ответственности за налоговые нарушения в течение последних 24 месяцев, предшествующих дате запроса на предоставление выписки. Удовлетворительным значением критерия признается отсутствие или наличие не более 1 факта привлечения;
отсутствие факта непредставления налоговой отчетности в соответствии с применяемой системой налогообложения за последний налоговый (отчетный) период;
отсутствие решения о блокировке счетов, действующего на дату запроса на предоставление выписки;
учредитель (участник) и директор не являются лицами, включенными в течение предшествующих 36 месяцев в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия за коррупцию (приказ от 17.05.2024 N ЕД-7-31/398@).
Минюст зарегистрировал приказ ФНС, которым утверждены формы и форматы реестров для подтверждения права на нулевую ставку НДС при реализации работ (услуг), предусмотренных в пункте 15 статьи 165 НК. В нем содержатся отсылки на подпункты 2.1 – 2.3, 2.5 – 2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 9, 9.1, 9.3, 12 пункта 1 статьи 164, в том числе, услуги по международной перевозке, транспортировке нефти и многие другие. Документы, которые отражаются в реестрах, по этим услугам и работам, а также в некоторых случаях по товарам приведены в ряде подпунктов ряда пунктов статьи 165 НК. В привязке к ним созданы формы реестров (приказ от 14 марта 2024 года N ЕД-7-15/202@).
Приказ вступит в силу с 1 июля. Ранее эти формы ФНС рассылала в виде рекомендуемых, которые применяются, соответственно, до 1 июля. В том же письме ФНС говорила, что налогоплательщики пока что могут предоставлять реестры на работы (услуги) по форматам в соответствии со старым приказом ФНС – от 23.10.2020 № ЕД-7-15/772@ до его отмены (а он утратит силу вместе со вступлением в силу нового приказа – 1 июля).
Напомним, что согласно закону 549-ФЗ от 2022 года начиная с первого квартала 2024 года нулевая ставка НДС при экспорте в обязательном порядке подтверждается электронными реестрами, в которые теперь также будут включаться и сведения из контракта. Приказ с новыми формами и форматами реестров для нулевой ставки на товары выпущен отдельно и вступит в силу с 1 июля.
Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект с поправками в статью 155 Жилищного кодекса. Предлагается ввести обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности тех организаций, в адрес которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Речь в данном случае идёт об управляющих организациях, товариществах собственников жилья, жилищных кооперативах, иных специализированных потребительских кооперативах (629008-8).
В настоящее время нет возможности проверить как правильность расчётов в отношении каждого помещения, так и рациональность ведения хозяйственной деятельности перечисленных организаций в целом, указали авторы. Также, по мнению авторов, государственный жилищный контроль не справляется с проверкой обоснованности определения размеров платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, по мнению авторов (и это заложено в проект), обязательный аудит должна проходить не только отчётность указанных организаций, но и порядок установления и расчёта платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Аудиторскую организацию предлагается отбирать на уровне региональных властей по результатам конкурса. При этом авторы допускают, что можно установить исключения как Жилищным кодексом, так и законами субъектов РФ. Ведь аудит оплачивать придётся самим управляющим компаниям, соответственно, эти расходы будут перекладываться на собственников жилых помещений. Вместе с тем, благодаря предлагаемому новшеству собственники смогут реализовать свое право (которое и сейчас предусмотрено Жилищным кодексом) обратиться за проверкой правильности начисления платы за содержание жилого помещения, а также за назначением штрафа, если размер оплаты необоснованно увеличен.
Отзыва правительства к законопроекту не приложено. Но можно прогнозировать, что кабмин не одобрит данное новшество, поскольку сочтёт, что государственного контроля и надзора за формированием оплаты за жилые помещения достаточно. Кроме того, чиновники из правительства наверняка отметят, что законом об аудиторской деятельности такая услуга как проверка обоснованности платы за жилое помещение не предусмотрена. Закон даёт чёткое определение аудиту, которое не подлежит расширительному толкованию, закон также содержит закрытый перечень прочих услуг, которые могут оказывать аудиторы. В этом перечне нет того, чего хотят авторы законопроекта. Кроме того, виды аудиторских услуг, в том числе, сопутствующих аудиту, согласно закону устанавливаются Минфином, и там тоже даже и близко нет ничего, что позволило бы аудиторам работать с расчетами "коммуналки". При этом аудиторы по закону не вправе оказывать иные услуги, кроме указанных в законе и в списке Минфина.
Это проекты МСА 240 (пересмотренного) «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности», стандартов этики и независимости в области устойчивого развития.
IAASB начинает публичные консультации по проекту МСА 240 (пересмотренного) «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности». Проект опубликован 6 февраля 2024 года, также имеется проект согласующихся поправок. Предлагаемые изменения будут способствовать повышению общественного доверия к финансовой отчетности, пишет ААС.
Председатель IAASB Том Зайденштейн подчеркнул, что предлагаемые изменения определяют более надежные процедуры и повышают прозрачность обязанностей аудиторов и процедур, связанных с недобросовестными действиями, в аудиторском заключении. «Хотя многие участники экосистемы финансовой отчетности, в частности руководство и ответственные за корпоративное управление, играют определенную роль в предотвращении недобросовестных действий, наш стандарт фокусируется на ключевой роли, которую играют аудиторы. Хотя аудиторы не являются полицейскими, они могут и должны играть определенную роль в выявлении и реагировании на существенные искажения финансовой отчетности, вызванные недобросовестными действиями, и доводить результаты своей работы до сведения пользователей. Предлагаемый проект изменений в стандарт — это важный шаг вперед», — сказал г-н Зайденштейн.
Предлагаемые изменения к МСА 240 включают:
уточнение обязанностей аудитора в отношении недобросовестных действий в ходе аудита.
усиление профессионального скептицизма для того, чтобы аудиторы оставались бдительными в отношении возможных недобросовестных действий и проявляли профессиональный скептицизм на протяжении всего аудита.
усиление выявления и оценки рисков существенных искажений вследствие недобросовестных действий.
уточненные меры реагирования на недобросовестные действия или подозрения в недобросовестных действиях, выявленные в ходе аудита.
расширение постоянного общения с руководством и лицами, ответственными за корпоративное управление, по вопросам недобросовестных действий.
повышение прозрачности относительно обязанностей аудиторов и процедур, связанных с недобросовестными действиями, в аудиторском заключении.
усиление требований к аудиторской документации в отношении процедур, связанных с недобросовестными действиями.
Правительство представит предложения по системе плавного перехода с упрощенной системы налогообложения (УСН) на общую систему налогообложения (ОСНО) до 30 мая. Об этом сообщил вице-спикер от партии «Новые люди» Владислав Даванков по итогам заседания комитета Госдумы, где утверждалась кандидатура Антона Силуанова на пост главы Минфина, передает корреспондент РБК.
«Это хорошая новость для всех предпринимателей. Все помнят громкие дела о задержаниях предпринимателей за дробление бизнеса. Но в ряде случаев к дроблению подталкивает сама налоговая система», — заявил Даванков.
По его словам, правительство понимает, что «невозможно перейти с УСН на общую систему при росте выручки и при этом сохранить прибыль», и идет навстречу. «Мы рассматриваем это в том числе как шаг к понятному порядку амнистии за дробление бизнеса», — добавил Даванков.
В послании Федеральному собранию 29 февраля президент Владимир Путин попросил правительство и Госдуму «проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации», — иными словами, схемы искусственного дробления бизнеса.
Для компаний не должно быть пересчета налогов и штрафов, отметил Путин. Он рассказал, что будет также рассмотрена возможность плавного изменения налоговой нагрузки при переходе компаний с «упрощенки».
Начало действовать новое соглашение об инфообмене. Это позволит работать региональным межведомственным комиссиям по противодействию нелегальной занятости, котороые создаются по новому закону о занятости.
Роструд и ФНС подписали новое соглашение об информационном взаимодействии. Изменилось самое главное – дополнен предмет соглашения.
Ранее в нем фигурировала только информация о хозсубъектах, не уплативших НДФЛ с зарплаты и страховые взносы в установленные сроки вследствие ведения работниками трудовой деятельности по ГПД вместо трудовых договоров, а также – безо всяких договоров.
Теперь к этому добавлена также информация по перечню, недавно утвержденному приказом Минтруда 40н. Это информация:
о работодателях – организациях (ИП), которые начислили за каждый месяц отчетного квартала суммы выплат (кроме ГПД) ниже МРОТ не менее чем 10 физлицам, если доля таких физлиц превышает 10% от общего числа работников указанных работодателей;
о фактах (признаках) нелегальной занятости с указанием сведений о работодателях – организациях (ИП) на основании решения, принятого по результатам проведенных налоговых проверок;
за 12 месяцев об организациях (ИП), взаимодействующих более чем с 10 физлицами (ИП), применяющими НПД (самозанятыми), среднемесячный доход которых превышает 20 тысяч рублей и средняя продолжительность работы которых с указанными организациями (ИП) составляет более 3 месяцев;
о работодателях – организациях (ИП), имеющих отклонение среднемесячного размера оплаты труда более чем на 35% от среднемесячного размера оплаты труда в регионе по тому же виду экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД в зависимости от категории организации (ИП) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
об организациях (ИП), применяющих контрольно-кассовую технику.
Новое соглашение уже вступило в силу, так что обмену указанным новым списком сведений уже дан старт (соглашение утверждено Рострудом N С-3-3-1, ФНС N ЕД-22-11/10@ 27.04.2024).
Напомним, что новым законом о занятости населения предусмотрено, что в регионах создаются межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости. Эти комиссии будут вправе получать от различных госорганов, в том числе, от налоговиков различную информацию, включая персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну. В этой связи и начинается указанный обмен.
Разработан законопроект о возможности применения профессиональных налоговых вычетов - внести ясность в этот вопрос для бизнесменов, не зарегистрированных как ИП, предлагал недавно КС.
На общественное обсуждение вынесен законопроект с поправками в статью 221 НК о профессиональных налоговых вычетах, применяемых индивидуальными предпринимателями и частнопрактикующими лицами (нотариусами, адвокатами и так далее). В данном случае, правда, последних вопрос не касается, поэтому будем говорить только об ИП.
Пункт 1 этой статьи – о вычетах в сумме расходов ИП – предлагается дополнить таким абзацем: положения данного пункта применяются в отношении физлиц, не зарегистрированных в качестве ИП и занимающихся предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено нынешним абзацем 4-м того же пункта.
В упомянутом абзаце 4-м сказано о невозможности применения такими лицами (не зарегистрированными как ИП) вычета при неподтвержденных расходах от предпринимательской деятельности – в сумме 20% от доходов.
Таким образом, получится, что если бизнес-расходы подтверждены документально, то физлицо, ведущее бизнес без регистрации ИП, учесть такие расходы в качестве профвычета сможет. Если же документального подтверждения нет, то 20% от доходов в виде профвычета такому лицу будут по-прежнему недоступны.
Зачем и почему.
Обычно вопрос о применении таких вычетов возникает, если гражданина, не являющегося ИП, налоговики "поймают" на ведении бизнеса и переквалифицируют деятельность такого лица в предпринимательскую, доначисляя ему налоги как ИП. Ведь Налоговым кодексом установлено, что физлица, которые ведут такую деятельность, не зарегистрировавшись в качестве ИП в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что не являются ИП.
Поправка вносится с подачи КС – в феврале этого года он указал на неопределенность норм о профвычете для указанных лиц и предписал это исправить (постановление 6-П). В отношении вычетов в виде 20% установлен четкий запрет для лиц, не являющихся ИП. В отношении вычетов в сумме расходов нет ни такого запрета, ни указания на то, что такой вычет доступен лишь ИП, и это дает "пойманным" незарегистрированным лицам возможность надеяться на вычеты. Но по факту вычеты эти люди получить не могут. Правда, сам КС посчитал, что и не должны. Но окончательное решение – давать или не давать – КС оставил за законодательной властью.
Вышло постановление кабмина о правилах создания и работы таких комиссий.
Правительственным постановлением утверждено положение о создании и деятельности межведомственных региональных комиссий по противодействию нелегальной занятости. Документ вступит в силу на следующей неделе.
Комиссии будут постоянно действующими коллегиальными органами. В состав комиссии может войти почти кто угодно – среди прочих названы "представители иных заинтересованных органов и организаций (по согласованию)". А также, конечно же, представители госорганов, имеющих отношение к вопросу (скорее всего, ФНС, Роструда), соцфонда, профсоюзов, бизнес-объединений. Председатель комиссии сможет приглашать прокурора на свои заседания.
Заседать будут раз в квартал или чаще. Смогут приглашать на заседания "должностных лиц и специалистов (экспертов) органов и организаций, не входящих в состав межведомственной комиссии", то есть, среди прочего – представителей "провинившихся" работодателей. В общем, по факту – это будет реинкарнация комиссий по легализации налоговой базы, которые ранее организовывали налоговики, и которые с сентября 2020 года упразднены.
На заседаниях будут, в том числе, исследовать обращения граждан по поводу фактов нелегальной занятости. Более того, откроют "горячие линии" для приема такой информации. Так что недовольным работникам или экс-работникам будет, куда "настучать" на работодателя-обидчика.
Комиссии смогут запрашивать сведения, среди прочего:
о недвижимости, используемой для бизнеса без госрегистрации юрлиц или ИП;
о возможном неоформленном труде;
о лицензируемых видах деятельности хозсубъектов;
о господдержке, полученной такими субъектами;
о человеко-часах по госконтрактам при недостаточной официальной численности работников.
Трудинспекция обязательно придет с проверкой к тем работодателям, у которых межведомственная комиссия выявит:
нарушение порядка оформления трудовых отношений;
факты выплаты месячной зарплаты работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), ниже МРОТ.
(постановление от 3.05.2024 N 571).
|
|