Архив новостей за апрель 2024 г.
Приказ ФНС от 16.01.2024 года № ЕД-7-8/20@ (зарегистрирован Минюстом 19.04.2023 года)
С 2023 года налоговые агенты в общем случае 2 раза в месяц подают в налоговый орган уведомления об исчисленных суммах НДФЛ (п. 9 ст. 58 НК РФ, п. 6 ст. 226 НК РФ). ФНС еще в конце 2023 года разработала новые коды отчетных периодов, которые надо будет указывать в этих уведомлениях. Но официально они «вступают в действие» со 2 июня 2024 года.
Речь о реквизите «Отчетный (налоговый) период (код)/Номер месяца (квартала)». Согласно приказу ФНС, коды периода (как и ранее) принимают следующие значения:
21 — первый квартал;
31 — полугодие;
33 — девять месяцев;
34 — год.
Отмечено, что при заполнении кодов «21», «31», «33», «34» уведомлений по НДФЛ следует указывать:
номер «01», «02», «03» — за период с 1-го по 22-е число первого, второго, третьего месяца квартала соответственно;
номер «11», «12», «13» — за период с 23-го числа по последнее число первого, второго, третьего месяца квартала соответственно.
Федеральный закон от 22.04.2024 года № 92-ФЗ
Закон вносит ряд поправок в ст. 164 и 165 НК РФ, касающихся нулевой ставки НДС и международных перевозок.
Так, с 01.07.2024 года, если услуги перевозки товаров или транспортно-экспедиционные услуги оказываются только на российском этапе международной перевозки, будет применяться ставка НДС 20%.
Указано, что ставка 0% НЕ применяется, если одновременно выполняются следующие условия:
организации (ИП) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории РФ;
организации (ИП) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), в качестве одного из перевозчиков.
С 01.04.2025 года компании смогут представлять в налоговый орган для подтверждения применения льготной ставки реестр сведений из перевозочных документов при оказании транспортно-экспедиционных услуг, услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом.
Какие изменения нужно учесть экспортерам и перевозчикам при подтверждении нулевой ставки НДС в декларации за 1 квартал 2024 года, а также какие выплаты иностранным компаниям следует включать в расчет налогового агента по налогу на прибыль рассмотрели на вебинаре «НДС и налог на прибыль при работе с иностранными партнерами в 2024 году».
ФНС напомнила, что в прошлом году отменила междокументное контрольное соотношение, которым сравнивались показатели 6-НДФЛ и РСВ. Это было КС 3.1 к 6-НДФЛ: строка 112 (доходы по трудовым договорам) + строка 113 (доходы по ГПД) больше или равно строке 050 приложения 1 к разделу 1 РСВ. Вероятно, имелась в виду строка 050 подраздела 1 к разделу 1 – в этой строке указывается база для исчисления взносов.
Таким образом, база по взносам больше не сравнивается с базой по НДФЛ. ФНС объясняет это различием в моменте определения базы:
датой получения дохода для целей НДФЛ является дата выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц – при получении доходов в денежной форме;
датой выплат в целях взносов является день начисления.
Таким образом, суммы налогооблагаемой базы, учитываемой в расчете по форме 6-НДФЛ, с данными базы для исчисления страховых взносов РСВ могут не совпадать.
Вместе с тем, где-то в программных системах налоговых органов все еще "зашито" это сравнение, но используется оно, как указала ФНС, только для дополнительного анализа налогоплательщиков на предмет возможного риска занижения налоговой базы по НДФЛ (базы по страховым взносам). Требование пояснений по результату такого сравнения можно направлять только в том случае, если фактически имеются обстоятельства и информация, служащие основанием для запроса пояснений.
Направление требований по отменному междокументному контрольному соотношению не допускается (письмо от 15 апреля 2024 года N БС-4-11/4421@).
Минфин составил рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2023 год (приложение к письму Минфина от 26.12.2023 N 07-04-09/126152).
Раздел "Влияние ситуации, сложившейся в 2023 году" почти ничем не отличается от такого же раздела прошлогодних рекомендаций. Из него убрано только упоминание коронавирусной инфекции как влияющего на отчетность фактора.
Подраздел о конфиденциальности, впервые широко развернутый в прошлогодних рекомендациях, в новые перенесен в неизменном виде. Но при этом убран с почетного второго места в разделе аудиторских процедур на шестое.
Есть изменения в "антиотмывочном" подразделе. Переформулировано то, что какасется оценки рисков клиента. Кроме того, теперь при этом аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должна учитывать результаты национальной и секторальных оценок рисков. Также Минфин советует аудиторам "дополнительно проанализировать принятые ими подходы к оценке рисков клиентов, выявлению подозрительных операций и направлению информации о них в Росфинмониторинг, и при необходимости скорректировать систему внутреннего контроля".
Подраздел о применимых стандартах также заметно переписан. Вместо перечисления стандартов Минфин теперь ограничивается отсылками на прикзы, которыми эти стандарты утверждены. При этом, помимо более старых, необходимо руководствоваться также приказом от 16 октября 2023 года N 166н, которым совсем недавно было утверждено несколько новых для России МСА и МСК.
Подраздел о неопределенности в деятельности аудируемого лица переименован в непрерывность его деятельности и дополнен особенностями регулирования корпоративных отношений, установленными на 2022-2023 годы, в части неучета падения стоимости чистых активов ниже размера уставного капитала.
ФНС внесла поправки в свой приказ, согласно которому размещает на своем сайте открытые данные об организациях. Меняют минимальный срок, в течение которого эти сведения находятся в открытом доступе. Сейчас это – не менее года. Будет – не менее месяца (приказ от 18.03.2024 N ЕД-7-14/212@). Изменения вступят в силу примерно через месяц.
Это касается сведений об организациях, указанных:
в подпункте 3 пункта 1 статьи 102 НК – о суммах задолженности, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
в подпункте 7 – о спецрежимах;
в подпунктах 9 – 11: о среднесписочной численности, перечисленных в течение предыдущего года налогах, а также – о доходах и расходах из бухгалтерской отчетности.
Напомним, что данные о применяемых спецрежимах публикуются 25-го числа каждого месяца, и недавно к сведениям об организациях добавились сведения о применении спецрежимов ИП.
График публикации сведений о налоговых долгах в прошлом году изменился. В частности, они теперь раскрываются по состоянию на 10-е число второго месяца каждого квартала календарного года и публикуются раз в квартал – 25-го числа третьего месяца каждого квартала (ранее – раз в год). В декабре были опубликованы сведения о налоговых правонарушениях за 2022 год.
Данные об уплаченных налогах публикуются ежегодно 1 октября, о численности – 1 апреля и затем 25-го числа каждого месяца соответствующего календарного года; о доходах и расхода – 1 мая и затем 25-го числа каждого месяца.
Совет Федерации поддержал закон о введении с июня по декабрь 2024 года повышающего коэффициента к НДПИ на золото с целью компенсировать потери федерального бюджета из-за падения его экспорта.
Первоначальная версия закона предусматривала только переход от акцизных марок к цифровой маркировке табачных изделий. Однако во втором чтении Госдумой были поддержаны несколько изменений, включая введение повышающего коэффициента налога на добычу золота в размере 78 тысяч рублей за килограмм с 1 июня по 31 декабря текущего года.
Заместитель министра финансов Алексей Сазанов объяснил, что эта мера принесет в бюджет до конца года 15 миллиардов рублей. Согласно Сазанову, продажи золота на внутреннем рынке выросли после отмены НДС на его продажу физическим лицам банками и введения экспортных пошлин, в то время как экспорт золота полностью упал.
Введение повышающего коэффициента к налогу на добычу полезных ископаемых было согласовано Минфином с крупнейшими золотодобытчиками России. Закон должен вступить в силу с момента его официального опубликования, за исключением тех положений, для которых установлен иной срок.
Росстат утвердил новые указания по заполнению статформы N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".
Эту форму теперь сдают юрлица, являющиеся малыми предприятиями (кроме микропредприятий), включенными в выборочную совокупность объектов федерального статистического наблюдения на основе представительной (репрезентативной) выборки, сформированную методом случайного расслоенного отбора с использованием генератора случайных чисел. Малые фирмы могут попасть в выборку и должны отчитаться независимо от применяемой системы налогообложения. Выборка при этом формируется на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно предыдущим указаниям, отчитываться должны были все малые предприятия, кроме микро.
ИП отчитываться по этой форме не должны (это осталось неизменным, равно как все, сказанное ниже).
Данные по форме N ПМ предоставляются:
раздел 1 – ежеквартально;
разделы 2 – 3 – ежеквартально нарастающим итогом (за период с начала отчетного года);
раздел 4 – в отчете за январь – декабрь (за отчетный год).
Если в отчетном году имела место реорганизация, изменение структуры юрлица или изменение методологии формирования показателей, то в форме N ПМ данные за период с начала отчетного года приводятся исходя из новой структуры юрлица или методологии, принятой в отчетном периоде.
Данные в форме N ПМ не могут иметь отрицательного значения.
(приказ от 10.04.2024 N 144). Утратил силу прошлогодний аналогичный приказ.
Налоговая служба сообщает, что более 10 миллионов предпринимателей и организаций получили электронную подпись в удостоверяющем центре ФНС с 1 июля 2021 года. В среднем ежедневно по стране выпускается более 30 тысяч электронных подписей.
Получить электронную подпись можно как лично в территориальных налоговых органах, предоставляющих данную услугу, или в офисах доверенных лиц УЦ ФНС России, так и дистанционно – с помощью Единой системы идентификации и аутентификации и Единой биометрической системы.
Перевыпустить электронную подпись без личной явки в налоговый орган можно с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». Сделать это могут ЮЛ и ИП, ранее получившие электронную подпись в УЦ ФНС России или у его доверенных лиц. В личном кабинете организации заявление можно подать в разделе «Заявления. Запросы» – «Электронная подпись (КЭП)», в личном кабинете предпринимателя: в разделе «Услуги. Сервисы» – «Перевыпуск сертификата ЭП».
Федеральный закон от 6 апреля 2024 года № 79-ФЗ
С 17.04.2024 года действуют новые «суммовые пороги» по налоговым преступлениям. Например, в целях применения «популярной» ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов организацией) крупным размером будет признаваться сумма, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 18 750 000 руб., а особо крупным — превышающая 56 250 000 руб. за аналогичный период.
Приказ ФНС от 21.02.2024 № СД-7-2/148@ (зарегистрирован в Минюсте 29.03.2024)
Требования о представлении документов/информации компании получают от инспекций очень часто. Не всегда есть возможность представить их в срок (например, большой объем истребованных документов). Можно попросить у инспекции отсрочку, направив соответствующее письменное уведомление с указанием причин, по которым эти документы не могут быть представлены в установленные сроки и о сроках, в течение которых возможно их представление (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Для такого уведомления ФНС разработана специальная форма. До 29.04.2024 следует использовать форму, утв. Приказом ФНС от 24.04.2019 года № ММВ-7-2/204@. А с 29.04.2024 года — используется новая форма, утв. Приказом ФНС от 21.02.2024 № СД-7-2/148@.
*Уведомление не является гарантией «отсрочки», ведь у налогового органа есть право, но не обязанность удовлетворять такие просьбы. Тем не менее, подавать такой документ надо, т.к. он может помочь при оспаривании штрафов за непредставление документов.
С 1 апреля 2024 года поменялся ряд аспектов заявительного возмещения НДС и акцизов. Законодательные изменения вносились прошлогодним законом 389-ФЗ, теперь же вступили в силу.
В частности, теперь, если по первичной декларации принято решение о возмещении НДС в заявительном порядке, а затем была подана уточнёнка, то первоначальное решение в общем случае не отменяется. Оно может быть отменено только в части, если оказалось, что возмещается лишнее. То есть – если по уточнёнке возместить нужно меньше, чем указано в первоначальном решении.
Соответственно, налогоплательщик, получивший лишние средства, должен вернуть их с процентами.
В то же время при подаче уточнёнки можно заменить первоначально представленную банковскую гарантию или договор поручительства. Если новая банковская гарантия либо договор поручительства не отвечают необходимым требованиям, либо если нарушен срок на подачу заявления о замене, то тогда новые нормы о неотмене решения не действуют, и отменяется решение, принятое о возмещении по первоначальной декларации.
Однако проценты начисляются налогоплательщику всё же не на всю сумму, указанную в отмененном решении, а только на сумму в части превышения возмещённой ранее над той, что заявлена к возмещению по уточнёнке (письмо от 28 марта 2024 года N ЕА-4-15/3511@). Письмо касается возмещения только НДС, не акцизов.
Госдума приняла в первом чтении проект закона с поправками в статью 5 закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и в закон “Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в РФ» (548028-8).
Планируется создать цифровую аналитическую платформу предоставления статданных, которая, среди прочего, будет формировать статинформацию на основе административных данных. Это – данные, получаемые различными органами (кроме налоговой) при реализации их полномочий, в том числе – в ходе проверок, и затем используемые статистикой. Изначально хотели включить туда также налоговую отчетность, но передумали, следует из текста проекта, рассматриваемого Госдумой.
Устанавливается, что обезличенная статинформация может предоставляться за плату.
Обособленные подразделения организаций в целях статистки планируется уравнять с обособками, которые таковыми считаются по налоговому законодательству.
Сейчас установлено, что сплошные статнаблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет. Предлагается вместо этого отдать правительству полномочия по определению периодичности обследований, которые будут проводиться по определенным показателям, состав которых также установит кабмин.
Выборочные статнаблюдения за малым бизнесом сейчас проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований. Это тоже планируется упразднить, и также – наделить кабмин полномочиями по установлению порядка проведения таких наблюдений. Также предполагается установить запрет на сбор с малого бизнеса статотчетности, информации сверх упомянутых перечней. Однако в случае надобности (при кризисе или чрезвычайной ситуации) правительство сможет отменять этот запрет.
С 1 апреля 2024 года поменялся ряд аспектов заявительного возмещения НДС и акцизов. Законодательные изменения вносились прошлогодним законом 389-ФЗ, теперь же вступили в силу.
В частности, теперь, если по первичной декларации принято решение о возмещении НДС в заявительном порядке, а затем была подана уточнёнка, то первоначальное решение в общем случае не отменяется. Оно может быть отменено только в части, если оказалось, что возмещается лишнее. То есть – если по уточнёнке возместить нужно меньше, чем указано в первоначальном решении.
Соответственно, налогоплательщик, получивший лишние средства, должен вернуть их с процентами.
В то же время при подаче уточнёнки можно заменить первоначально представленную банковскую гарантию или договор поручительства. Если новая банковская гарантия либо договор поручительства не отвечают необходимым требованиям, либо если нарушен срок на подачу заявления о замене, то тогда новые нормы о неотмене решения не действуют, и отменяется решение, принятое о возмещении по первоначальной декларации.
Однако проценты начисляются налогоплательщику всё же не на всю сумму, указанную в отмененном решении, а только на сумму в части превышения возмещённой ранее над той, что заявлена к возмещению по уточнёнке (письмо от 28 марта 2024 года N ЕА-4-15/3511@). Письмо касается возмещения только НДС, не акцизов.
Напомним, что с 1 апреля изменений в заявительном порядке довольно много. Главное, что касается всех (в том числе тех, кто по временным правилам возмещает налог в ускоренном режиме без обеспречения) – новая форма заявления на возмещение, которое, к тому, же подается теперь только в элеткронном виде. Изменены также и другие формы и форматы необходимых документов.
Недавно была официально утверждена и зарегистрирована в Минюсте обновленная форма расчета 6-НДФЛ. До этого ее меняли в "пожарном" порядке – после внезапной правки НК предыдущая новая версия оказалась непригодной к использованию. Поэтому ФНС в декабре разослала новую 6-НДФЛ в виде рекомендуемой, так как приказом ее утвердить могли и не успеть. Новая форма будет использоваться с рачета за 1 квартал.
В итоге утвердили в том же виде, в каком ранее рекомендовали. И теперь ФНС сообщила, что к новой – официальной утвержденной – форме применяются те же контрольные соотношения, которые были в свое время разосланы для рекомендуемой формы (письмо от 28.02.2024 N БС-4-11/2234@).
Напомним, что сумма налога удержанная в разделе 2 формы 6-НДФЛ должна будет указываться с соответствующей разбивкой: с 1-го по 22-е и с 23-го по последнее число каждого месяца последнего квартала отчетного периода, за который заполняется расчет. В первом разделе будет предусмотрено 6 сроков перечисления (по два на каждый месяц), а не 4. Но все это – только с 1-го квартала 2024 года. Для отчетности по НДФЛ за 2023 год действует еще приказ, утвержденный в 2020 году, с вносившимися позднее изменениями.
Официальный сайт ФНС.
С I квартала 2024 года расчет 6-НДФЛ следует представлять по форме, утвержденной приказом ФНС от 09.01.2024 № ЕД-7-11/1@ (зарегистрирован в Минюсте 08.02.2024).
Что нового в форме расчета:
* Структурированы показатели Разделов 1 и 2 для установления контролей корректности заполнения показателей. Это позволяет налоговым агентам самостоятельно отслеживать достоверность отчетности до момента представления ее в налоговый орган;
* Исключены отдельные строки, дублирующие другие показатели расчета. В утвержденной форме справки о полученных физлицом доходах (Приложение № 1 к расчету 6-НДФЛ) исключена строка «Сумма налога перечисленная»;
* Учтены изменения законодательства в части срока перечисления НДФЛ.
Напомним, с 1 января 2024 года налоговые агенты уплачивают НДФЛ два раза за месяц, т.к. действуют два срока его перечисления:
* за период с 1 по 22 текущего месяца — не позднее 28 числа,
* с 23 по последнее число текущего месяца — не позднее 5 числа следующего месяца,
* с 23 по 31 декабря срок перечисления НДФЛ сохраняется в действующей редакции — не позднее последнего рабочего дня текущего года.
Письмо Минфина от 16.01.2024 года № 03-03-06/1/2252.
При реализации (погашении) долей в уставном капитале (УК) организаций налог на прибыль не платится при соблюдении определенных условий (п. 4.1 ст. 284 НК РФ). Например, на дату реализации (погашения) доля непрерывно принадлежит налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более 5 лет.
Минфин рассмотрел правомерность применения «нулевой» ставки, если в течение указанного срока размер доли налогоплательщика в УК общества увеличился за счет уменьшения размера УК.
Законодательством определено, что в течение года со дня перехода доли (ее части) в УК общества к нему самому ее нужно распределить между всеми участниками (п. 2 ст. 24 Закона № 14-ФЗ). Если этого не сделать в указанный срок или не продать долю (ее часть) — придется уменьшить УК путем погашения такой доли. Тогда номинальная стоимость долей участников не меняется, но их размер увеличивается из-за уменьшения УК.
Минфин указал, что в описанной ситуации увеличение размера доли налогоплательщика в УК общества — не влияет на непрерывность 5-го срока владения долей. Поэтому ставка 0 % применяется к доходам от реализации увеличенной доли участия в уставном капитале общества (либо ее части).
ФНС утвердила перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций (расчетов), предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 5 статьи 11.3 НК.
В списке – основные контроли для 19 видов деклараций или расчетов, от двух до 6 соотношений для каждого из этих видов отчетности. (приказ от 29.02.2024 N ЕД-7-3/164@).
ФНС подтвердила: если налоговый орган обнаружит несоответствие показателей налоговых деклараций (расчетов) этим КС, то начисления по таким декларациям (расчетам) будут учтены на ЕНС по результатам камералки. Данный порядок не распространяется на декларации (расчеты), представленные налогоплательщиками, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.
Список КС утверждается налоговой службой – это было установлено прошлогодним законом 389-ФЗ.Соответственно, новые КС утверждены во исполнение норм этого закона.
Приказ вступает в силу с 1 мая 2024 года.
|
|