Архив новостей за февраль 2024 г.
Письмо Минфина от 22.12.2023 года № 07-01-09/124460
Нередко компании своими силами создают средства индивидуализации (например, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и возникает вопрос по их бухгалтерскому учету.
Минфин сообщил, что обязательный к применению с 1 января 2024 года ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» не распространяется на такие средства индивидуализации.
Затраты организации, связанные с созданием указанных объектов, признаются расходами периода, в котором они понесены, в порядке, установленном ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н.
Федеральный закон от 26.02.2024 года № 39-ФЗ
В статью 105.17 НК РФ внесены правки, о необходимости которых «говорил» КС РФ еще в 2023 году (Постановление от 14.07.2023 № 41-П).
Дело в том, что старая редакция указанной нормы НК РФ предусматривала назначение проверки по вопросам трансфертного ценообразования (ТЦО) в течение двух лет с момента подачи компанией уведомления. И на практике инспекторы считали, что в ситуации подачи уточненного уведомления этот двухлетний срок начинает течь заново, поэтому подавать «уточненки» было несколько рисково.
Устранили эту «неоднозначность» в порядке исчисления срока для назначения ТЦО-проверки в отношении контролируемых сделок в случаях получения уточненного уведомления компаний. Теперь (с 26.03.2024 года) назначение ТЦО-проверки не зависит от даты подачи уведомления о контролируемых сделках.
СРО ААС напоминает, что 1 января 2024 года приказом Минфина от 16.10.2023 № 166н был введен в действие МСА 600 (пересмотренный) «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)». При этом прежний МСА 600 на территории РФ утратил силу.
Таким образом, с 1 января 2024 года аудиторские организации, аудиторы РФ применяют МСА 600 (пересмотренный).
Тем же приказом введены в действие согласующиеся и прочие поправки к другим международным стандартам вследствие принятия МСА 600 (пересмотренного). В частности, эти поправки требуют при применении МСА 600 (пересмотренного) включать в аудиторское заключение дополнительное описание ответственности аудитора для задания по аудиту группы с указанием того, что:
аудитор несет ответственность за планирование и проведение аудита группы для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении финансовой информации об организациях или подразделениях группы в качестве основы для формирования мнения о финансовой отчетности группы;
аудитор несет ответственность за руководство, надзор за ходом аудита и проверку работы по аудиту, выполненной для целей аудита группы;
аудитор несет полную ответственность за аудиторское мнение.
В связи с этим в сборник примерных форм заключений и отчетов внесены соответствующие изменения в разделы 1.1.4, 6.2 и 6.5, в которых приведены примерные формы аудиторских заключений по заданию на аудит годовой консолидированной финансовой отчетности коммерческой организации.
В правовых системах, а также на сайте СРО ААС, появился новый вариант кодекса этики аудиторов. Утвержден он был в этот раз самой СРО ААС, тогда как предыдущая версия вводилась и корректировалась еще Советом по аудиторской деятельности.
В частности, пункт о свойствах предписаний кодекса изложен менее пространно (пункт 1.4). Теперь положения кодекса, в номерах которых содержится буква «П», являются только лишь пояснениями к положениям, в номерах которых содержится буква «Т» (которые по прежнему обязательны).
Среди лиц, которых может быть необходимо информировать о нарушении требований этики, добавлен Банк России, а госорганы расшифрованы. Последних два – судя по всему, это Минфин и Казначейство.
В общем и целом, новый кодекс очень похож на старый. Но все же есть некоторые изменения, в том числе, имеющие практическое значение.
В части такого принципа, как объективность, есть следующее изменение. По старой версии кодекса, если существуют обстоятельства или отношения, которые оказывают ненадлежащее влияние на профессиональные суждения, аудитор не должен вести (участвовать в ведении) профессиональную деятельность. По новой редакции – аудитор не должен оказывать услуги или участвовать в их оказании.
Конкретизирован, при этом частично расширен и частично сужен список того, что понимается под поддержанием компетентности.
Было: осведомленность и понимание соответствующих технических, профессиональных, отраслевых и технологических достижений.
Теперь: осведомленность и понимание актуальных вопросов и изменений в методиках и практиках оказания услуг, профессиональных стандартах, документах в области регулирования бухучета, особенностях экономической деятельности заказчиков услуг, а также связанных с услугами технологиях. Кроме того, убрано, что постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие аудитору компетентно работать в профессиональной среде. Это заменено просто на отсылку о повышении квалификации к закону.
В целях конфиденциальности расшифровано, кто относится к родственникам, а кто – к ближайшим членам семьи (соответственно, случайное разглашение теперь опасно, в том числе, "ближайшим членам семьи, иным родственникам").
Письмо Минфина от 16.01.2024 года № 03-03-06/1/2252
При реализации (погашении) долей в уставном капитале (УК) организаций налог на прибыль не платится при соблюдении определенных условий (п. 4.1 ст. 284 НК РФ). Например, на дату реализации (погашения) доля непрерывно принадлежит налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более 5 лет.
Минфин рассмотрел правомерность применения «нулевой» ставки, если в течение указанного срока размер доли налогоплательщика в УК общества увеличился за счет уменьшения размера УК.
Законодательством определено, что в течение года со дня перехода доли (ее части) в УК общества к нему самому ее нужно распределить между всеми участниками (п. 2 ст. 24 Закона № 14-ФЗ). Если этого не сделать в указанный срок или не продать долю (ее часть) — придется уменьшить УК путем погашения такой доли. Тогда номинальная стоимость долей участников не меняется, но их размер увеличивается из-за уменьшения УК.
Минфин указал, что в описанной ситуации увеличение размера доли налогоплательщика в УК общества — не влияет на непрерывность 5-го срока владения долей. Поэтому ставка 0 % применяется к доходам от реализации увеличенной доли участия в уставном капитале общества (либо ее части).
СРО ААС сообщает о том, что недавно состоялось очередное очное заседание ее правления, на котором, в том числе, рассмотрены вопросы:
о порядке применения обновленных правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;
о территориальной структуре СРО ААС;
о формировании комитетов, комиссий, рабочих групп СРО ААС.
Угрозы независимости
Новая редакция правил независимости аудиторов и аудиторских организаций действует с 1 января 2024 года. Основанием для ее принятия явилось утверждение кодекса этики профессиональных бухгалтеров совета по международным стандартам этики для бухгалтеров международной федерации бухгалтеров.
Важными нововведениями правил независимости, в частности, являются следующие:
аудиторская организация должна позаботиться о снижении угрозы независимости до приемлемого уровня, если за каждый год (из пяти лет подряд) общая сумма вознаграждений, полученных от аудируемого лица, не являющегося ОЗО, спреышает 30% общей суммы вознаграждений, полученных аудиторской организацией;
если же выплаты от клиента, являющегося ОЗО, пять лет подряд превышают 15% годовой выручки аудиторской организации, то она должна прекратить оказывать этому клиенту услуги по проведению аудита после представления АЗ за пятый год.
Правлением СРО ААС установлены переходные положения, согласно которым новые правила независимости применяются:
при выполнении заданий по аудиту, обзорным проверкам – в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности, финансовой информации, составленной за отчетные периоды, начинающиеся 1 января 2023 года или после этой даты;
при выполнении иных заданий, обеспечивающих уверенность (отличных от аудита и обзорной проверки), с предметом задания за периоды, начинающиеся 1 января 2023 года или после этой даты, и во всех других случаях – с 1 января 2024 года;
при оказании услуг, не обеспечивающих уверенность – с 1 января 2024 года. При этом, если договор на оказание таких услуг по заданию, обеспечивающему уверенность, был заключен до 1 января 2024 года, аудиторская организация вправе применять правила независимости в редакции, действовавшей до указанной даты, при условии, что оказание услуг аудиторской организацией по соответствующему договору началось до 1 января 2024 года, и условия оказания данных услуг согласно договору остаются неизменными до завершения их оказания;
для целей исчисления пяти последовательных лет – не ранее 2024 года.
Пока участие в мониторинге позиционируется как добровольное.
Федеральное казначейство планирует получить постоянный доступ к серверам аудиторских компаний, где хранятся результаты завершенных проверок, написал «Коммерсант». Нововведение коснется компаний, проверяющих общественно значимые организации. Пока участие в мониторинге позиционируется как добровольное, поскольку нет нормативной базы, отметил один из собеседников издания.
В прошлом году Федеральное казначейство усилило контроль за аудиторами. Оно планировало провести проверки девяти аудиторских организаций из топ-10, тогда как в 2022 году — лишь шести. Также предполагалось проверить 80% аудиторских организаций из топ-30 против 50% в 2022 году. В декабре Федеральное казначейство исключило из реестра одну из крупнейших аудиторских компаний — «Росэкспертизу».
Партнер Б1 Игорь Буян, считает, что «в конечном итоге мониторинг может оказаться даже более серьезной нагрузкой, нежели плановые проверки». Время проведения проверок заранее известно, как и перечень анализируемых документов, пояснил он, в отличие от мониторинга, когда Федеральное казначейство имеет возможность проверить все что угодно по завершенной проверке и привлечь к ответственности вплоть до исключения из реестра в любое время.
Трудности могут возникнуть и с самой реализацией идеи, считают участники рынка. Главной проблемой во внедрении мониторинга может стать тот факт, что аудиторский процесс автоматизирован в разных организациях по-своему, нет единого программного продукта.
|
|